Как организовать курьерскую доставку в интернет-магазине

Говорить о важности качественной и бесперебойной доставки – это моветон. Это просто-напросто является необходимым условием работы и развития магазина. В самом деле, если клиенту не понравится, как ему доставили заказ – вы потеряете клиента, не смотря на потраченные силы и ресурсы на его привлечение, порой очень большие.  А ведь зачастую курьер или оператор пунктов выдачи – это единственный живой человек, с которым столкнется ваш покупатель. Он увидит не собственника магазина, не генерального директора, какой бы он не был распрекрасный, а увидит курьера. И именно поэтому курьер должен быть профессионален, вежлив и готов к той работе, которую выполняет.

Как и в любом другом деле существует два проверенных способа: сделать самому либо отдать на аутсорсинг, то есть поручить субподрядчику.

Прежде, чем подробней рассмотреть каждый из этих пунктов, следует отметить важные ограничения организации доставки собственными силами.

Во-первых, открыть собственные пункты выдачи заказов (ПВЗ) и поддерживать их рентабельность под силу только очень крупным магазинам либо службам доставки, поэтому такой вариант рассматривать не будем. Небольшой интернет-магазин может сделать пункт выдачи заказов или шоу-рум разве что на базе своего склада или офиса, но об открытии обособленных пунктов выдачи не может быть и речи исходя из экономической целесообразности. Поэтому сразу будем считать, что если магазину нужны пункты выдачи, то в любом случае нужно использовать подрядчиков. А теперь вернемся к курьерской доставке

Аналогично обстоит дело и с доставкой за пределы города присутствия магазина. Нанять своих курьеров в разных городах средний магазин не может, да ему это не надо.

Следовательно, сравнение организации логистики интернет-магазина собственными силами с использованием для этих целей сторонней службы доставки сводится к рассмотрению курьерской доставки в том городе, в котором у магазина офис и склад.

Итак, пусть будут свои курьеры. Понятно, что такой подход имеет ряд плюсов. Например,

  • Гибкость, когда вы можете выполнять какие-то капризы получателей, которые не сможет сделать внешний подрядчик.
  • Более полный контроль над всем процессом доставки, начиная от внешнего вида курьеров и заканчивая скриптом, по которому курьер будет общаться с вашим покупателем.

На этом, пожалуй, плюсы заканчиваются и начинаются минусы.

  • Гибкость оборачивается невозможностью масштабировать процесс и становится главным ограничителем роста.
  • Любые пики, всплески заказов, успешные акции превращаются в головную боль – а где же взять курьеров. Приходится, как минимум в этом случае пользоваться сторонней компанией.
  • Курьеры, водители требуют постоянного внимания и контроля. Они имеют свойства не выходить на работу, пропадать с выручкой и создавать множество других проблем. В итоге вместо развития продаж менеджеру магазина приходится заниматься совершенно ненужной рутинной работой.
  • Необходимо не только набирать курьеров и следить за ними, но также вникать во все тонкости новых законов по маркировке заказов и работе с контрольно-кассовой техникой, а также закупать кассы раздавать их курьерам.
  • В конечном итоге организация доставки своими силами выйдет дороже, чем работа с подрядчиком. Потому что себестоимость доставки у службы доставки существенно ниже, чем в магазине, благодаря высокой плотности заказов.